Как отражать в учете переводы по бизнес-картам. Вопрос-ответ
Статья
27 апреля 2020
Ведущий эксперт сервиса «Кнопка»
У каждого из нас есть дебетовая или кредитная карточка. Для бизнеса она тоже выпускается. Называется соответственно — корпоративная, или бизнес-карта.

Бизнес-карта – удобный и практичный инструмент: хранить наличные деньги в офисе не нужно, а расходы можно ограничивать, контролировать и даже уменьшать за счет кешбэка — многие банки предлагают такую возможность. Подходит для оплаты любых расходов бизнеса, перечислять в бюджет налоги и страховые взносы тоже можно.

Впрочем, пока этим пользуются не все, неизбежно возникают вопросы: за что можно платить? как учитывать расходы? что будет с налогами и можно ли переводить с карты на карту — на самые частые мы ответим в конце статьи. Но прежде всего давайте определимся, кому обязательно нужно вести учет расходов по бизнес-карте, а кто может этого не делать.
Оформите бизнес-карту себе и сотрудникам
Получите круглосуточный доступ к средствам на расчетном счете
Кто должен вести учет, а кто нет
Отражать расходные операции в бухгалтерском учете должны все без исключения компании — ООО, АО, НКО и другие юридические лица.

В случае ИП не все так однозначно. С одной стороны, индивидуальные предприниматели вообще не обязаны вести бухгалтерский учет — закон не требует от них этого. С другой — во многих случаях рассчитать налоги невозможно, если не знать расходы. Поэтому их учитывают предприниматели, применяющие общую систему налогообложения (то есть те, кто выставляет счета с НДС), а также находящиеся на УСН «доходы минус расходы». Можно сказать, что не закон, а сама жизнь подталкивает их к этому.

А вот ИП, которые применяют УСН «доходы» или патент, а также ООО на УСН «доходы», могут не учитывать свои расходы, потому что на налоги это не влияет. Но мы думаем, что это все же стоит делать. А также собирать документы, которые их подтверждают.

Во-первых, знать свой бизнес — хорошо. Во-вторых, именно документы подтверждают совершение сделки и исполнение обязательств. Это — отправная точка при рассмотрении споров и доказательства в суде, если до этого дойдет. Кроме того, это то, что будет ждать налоговая в случае проверки — например, когда поставщик в своей отчетности указал одни цифры, а покупатель — другие.

Поэтому учитывать расходы и собирать акты, накладные и чеки желательно всем — это не только требование закона, но и здравый смысл.
Как учитывают расходы

В бухгалтерском учете такие расходы отражаются на 51 счете, если бизнес-карта привязана к расчетному счету организации, или на 55 счете, если для карты открыт специальный счет. А для расчетов с подотчетными лицами используется 71 счет.

На практике чаще всего при помощи бизнес-карты оплачивают:

  • товары и услуги для бизнеса — канцтовары, оргтехника, расходные материалы;
  • командировочные расходы;
  • представительские расходы.

Покупку товаров и услуг мы обсудили чуть выше, а про командировочные и представительские расходы поговорим прямо сейчас.
Как отчитываться за расходы
Чтобы можно было уменьшить налогооблагаемый доход на расходы по бизнес-карте, они должны быть документально подтверждены и экономически оправданны. Если подтверждения расходов (актов, накладных, чеков и т.д.) нет, то неподтвержденные суммы налоговая не позволит включить в перечень расходов, уменьшающих налог — и он будет больше, чем мог бы.

При этом ИП могут пользоваться бизнес-картой в личных целях — например, оплачивать бензин, билеты в кино или покупки в супермаркете. Но на УСН «доходы минус расходы» личные траты в перечень расходов не попадут: требуется, чтобы они соответствовали виду деятельности: если занимаетесь грузоперевозками, а купили мраморную статую — налоговая будет сильно возражать. Более того, в этом случае налоговая не только пересчитает налог и пени, но и выпишет штраф — 20% от неуплаченной суммы налога. В отличие от ОСНО, перечень расходов на этом налоговом режиме закрытый — в Налоговом кодексе этому посвящена статья 346.16
Оформите бизнес-карту себе и сотрудникам
Получите круглосуточный доступ к средствам на расчетном счете
Командировка
Деньги на бизнес-карте — это деньги компании или ИП. При этом по умолчанию считается, что деньги, потраченные с бизнес-карты, были выданы под отчет. Поэтому, если сотрудник расплачивается такой картой — он должен отчитаться об этом: предоставить авансовый отчет и приложить к нему кассовый чек, товарный чек, квитанцию, акт или другой подтверждающий документ, в зависимости от ситуации. Товарный чек нужен не всегда: если есть кассовый и в нем указано, что именно было куплено, то товарный не требуется.

В любом случае, у документов, подтверждающих расходы, должны быть обязательные реквизиты — это название, дата, наименование контрагента, единицы измерения (суммы или штуки), а также ФИО ответственных лиц и, если необходимо, подписи и печати. И, конечно, в таком документе должен быть указан факт хозяйственной жизни — что именно произошло и было оплачено.

Налоговый кодекс, а именно ст. 264, п. 1, пп. 12, говорит, что к командировочным расходам относятся:

  • суточные за каждый календарный день командировки;
  • расходы на проезд к месту командировки и обратно;
  • расходы на проживание;
  • а также другие расходы — например, медицинская страховка или аренда автомобиля.
Эти расходы надо подтверждать: проезд — билетами, проживание — квитанцией из гостиницы, аренду автомобиля — кассовым чеком из проката, страховка — страховым полисом. В случае такси подтверждением расходов будут отчет о поездке и электронный кассовый чек (или бумажный бланк строгой отчетности, если оплата была наличными деньгами). А выплата суточных подтверждается выпиской по банковскому счету или расходным ордером, если выдавали наличные. Все эти расходы отражаются в авансовом отчете, который составляется по окончании командировки.

Если сотрудник был в командировке за границей, то документы будут на иностранном языке — их надо перевести. Профессиональный перевод не требуется, можно воспользоваться онлайн-сервисом, Минфин не запрещает.
Получите круглосуточный доступ к средствам на расчетном счете
Оформите бизнес-карту себе и сотрудникам
Представительские расходы

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ, к представительским расходам относятся:

  • расходы на проведение официального приёма с участием приглашенных лиц и сотрудников компании — сюда же включаются аренда, оформление и оборудование помещения;
  • расходы на проезд к месту проведения мероприятия и обратно;
  • расходы на буфетное обслуживание во время переговоров;
  • а также расходы на оплату услуг переводчиков, если это не штатные сотрудники.
В этом случае кроме стандартных и уже знакомых нам документов — чеков, квитанций, актов — нужно оформить:

  • приказ о проведении мероприятия — в нем надо указать, с какой целью оно проводится, и какие сотрудники будут принимать в нем участие;
  • смету расходов;
  • отчет о проведении — время и место, программа, состав участников, сумма фактических расходов.

На представительские расходы можно потратить не более 4% от расходов на оплату труда — но только на ОСНО. Если вы применяете УСН, то представительские расходы налог по УСН не уменьшают.
Частые вопросы и ответы
  • Если клиент оплачивает услугу переводом со своей карты физлица на мою бизнес-карту, то считается ли это оплатой на расчетный счет?
Да.

  • Если физлица будут перечислять мне деньги бизнес-карту, то касса нужна или нет?
Касса нужна во всех случаях, когда физическое лицо платит юридическому. И почти всегда, когда получателем является индивидуальный предприниматель. Не применять онлайн-кассу могут только ИП, которые оказывают услуги или реализуют товары собственного производства и при этом не имеют наёмных работников.

  • Физическое лицо может сделать перевод юридическому?
Может.

  • Как быть с чеками для физлиц? Можно ли привязать автоматическое пробитие чека, как в случае с интернет-эквайрингом?
Мы советуем выдавать клиенту чек день в день, лучше всего — сразу поступления денег. Если это почему-то невозможно, то не позже следующего дня. Но желательно сразу.

Что касается автоматического пробития чека, то сейчас, насколько нам известно, таких решений нет. Отслеживать такие поступления непросто, особенно если их много, поэтому для бизнеса эквайринг пока лучше — тут всё уже автоматизировано. Но, надеемся, банки и платежные системы что-нибудь придумают.
  • В какие сроки деньги от физлица зачисляются на карту?
Зависит от банка — обычно быстро. Чаще всего зачисление с карты на карту происходит моментально, но официальный срок — до 3 банковских дней.

  • А карты физлиц не будут блокировать при переводе на нее с бизнес-карты? Был подобный опыт. Банк заблокировал дебетовую карту после перевода.
Зависит от банка. Любой банк обязан анализировать денежные операции клиентов, чтобы отследить операции, которые кажутся сомнительными или незаконными. При этом банки руководствуются требованиями закона и методическими рекомендациями Центрального Банка. Но внутренняя политика у каждого банка своя, поэтому транзакция, которая кажется одному банку обычной, другому может показаться подозрительной — в этом случае, действительно, возможна блокировка карты. Хотя формальных запретов на такие переводы нет.
  • Вижу, что возможен перевод с карты физлица на бизнес-карту за 1%. Как налоговая будет расценивать такой перевод? Что будет, если перечислять деньги на бизнес-карту будут разные физлица?
Налоговая по умолчанию считает все такие переводы оплатой за услугу или товар — и ожидает, что будут соблюдены все соответствующие процедуры: формирование кассового чека, учет доходов и т. д.

  • А если предприниматель переводит деньги на карту физлица — как это учитывать и отчитываться?
Учитывается как обычно — принципиальной разницы нет. Но отметим, что некоторые банки не позволяют переводить деньги с карточного счета — только с расчетного.

Отчетность тоже обычная: если производятся расчеты с физлицами, то надо начислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ и страховые взносы, а потом отчитываться по форме 6-НДФЛ, 4-ФСС и РСВ, если были оказаны услуги (и если физлицо — не является самозанятым). Когда деньги перечисляются самозанятому, нужно получить от него электронный чек. Если же бизнес покупает у физлица товар, то налог (НДФЛ) продавец платит сам, но нужен закупочный акт, подтверждающий покупку товара у этого человека.
  • Как предпринимателю отчитываться по переводам, полученным с других бизнес-карт или отправленным на другие бизнес-карты? Как это зависит от системы налогообложения?
Так же, как в случае переводов с расчетного счета. Подтверждением расчетов будет выписка по счету — она всегда доступна в онлайн-банке. Факт покупки товара или услуги подтверждается накладной и счетом-фактурой или универсальным передаточным документом (если был куплен товар) или актом (если была оказана услуга). От системы налогообложения зависит только набор документов: если поставщик находится на ОСНО (работает с НДС), то счет-фактура требуется; если на УСН, то нет.
  • Может ли предприниматель перевести средства с бизнес-карты на личную карту? Можно ли перевести с личной карты на бизнес-карту? Есть ли какие-то особенности учета о которых необходимо помнить?
Может в обоих случаях. Особенности есть: карта может быть привязана не к расчетному, а к специальному счету. Об этом нужно помнить, чтобы корректно соотносить факт поступления денег со временем, в некоторых случаях это может быть важно. Но это сугубо процедурный момент, который обычно интересен только бухгалтерам.
Друзья, мы надеемся, вы убедились, что бизнес-карта — это удобно и понятно, а значит, не страшно. В бизнесе ей можно — и нужно — пользоваться так же, как мы пользуемся личными картами в обычной жизни. Главное, не забывайте про документы, подтверждающие ваши расходы.
© Проект Сбербанка