9 финансовых ошибок
предпринимателя
Статья
26 июня 2019
Ведем управленческий учет в малом бизнесе
В 60-е годы было модно стать космонавтом, а сейчас — предпринимателем. Людей зажигает идея работать «не на дядю», самостоятельно принимать решения и зарабатывать. Но чем больше свободы, тем больше ответственность.
Каждая ошибка предпринимателя стоит ему денег. Купил новый станок, а в конце месяце нечем платить зарплату; купил товара на 2 миллиона, а во время доставки его украли. Государство в этой ситуации ничем не поможет: собственник платит сам. Мы опросили российских предпринимателей и собрали популярные финансовые ошибки в этой статье.
Работают только над продажами
Денис продает корма для животных через интернет и павильон на автобусной остановке. Бизнесом занимается пять лет, зарабатывает 300 тысяч в месяц, хочет развиваться и получать больше.

Чтобы зарабатывать в два раза больше, Денис вывел гипотезу: вложить больше денег в рекламу интернет-магазина и за счет этого увеличить выручку компании в два раза. Перед тем, как это сделать, Денис пошел к финансовому консультанту, который раскрыл ему глаза на правду.

Консультант составил финмодель на год, и гипотеза Дениса оказалась провальной. Если увеличить выручку интернет-магазина вдвое, то интернет-магазин не только не заработает, но и сработает в минус.

Дело в том, что интернет-магазин Дениса в принципе убыточный, а компания держится только за счет продаж в павильоне. Увеличить выручку интернет-магазина — значит залезть в минус и приблизить момент закрытия.

Не думайте, что, чтобы увеличить прибыль, нужно увеличить количество продаж или выручку компании. Вначале посчитайте, сможет ли бизнес дать больше прибыли, если просто больше продавать.

Оформите бизнес-карту себе и сотрудникам
Получите круглосуточный доступ к средствам на расчетном счете
Нанимают себе в убыток
Бизнесмен думает: чем больше людей в компании, тем она круче. Обязательно должны быть отделы: маркетинга, продаж, аналитики и эйчара. Но чем больше в компании людей, тем сложнее работать. Расскажу про моего друга, который строит бани.

Год назад Вова работал один: сам искал заказы, ездил на объекты, следил за стройкой. При этом зарабатывал 200 тысяч рублей с двух-трех заказов в месяц.

Через полгода Вова захотел расшириться: взял партнера, три человека в отдел продаж и подключил дополнительную бригаду рабочих. При этом заработок снизился до 0 рублей в месяц, а через шесть месяцев у компании был минус 100 тысяч рублей. Три четверти заработанных денег Вова тратил на зарплаты. Остальная четверть уходила на аренду нового офиса и рекламу.

Чтобы вернуться к прежнему заработку в 200 тысяч, Вове нужно строить в три раза больше бань. Как это сделать, Вова не знал, уволил всех, кроме продавца, и начал заново планировать развитие. Через три месяца вышел на 300 тысяч в месяц.

Чтобы не повторять ошибку Вовы, вначале посчитайте, на сколько увеличится прибыль компании, если нанять нового человека.

После найма считайте цифры. Если людей стало больше, а прибыль уменьшилась, значит, что-то идет не так. Если с новыми людьми компания стала зарабатывать больше, значит, вы все сделали правильно.

Внедряют учет ради учета
Есть поверье, что предпринимателю обязательно надо вести учет. Но зачем все эти 1С-ки и эксэли, если информация в них не помогает управлять бизнесом? Еще и заставляешь бухгалтера с менеджерами собирать все эти цифры. Учет ради учета раздражает сотрудников и отнимает время.

У нас есть клиент — собственник строительной компании. Он потратил 800 000 рублей на внедрение 1С, но так и не смог ее до конца настроить. Он просто не знал, какие ему отчеты нужны и что он от них хочет получать. Теперь эти 800 тысяч лежат на компьютере бухгалтера и не приносят никакой пользы.

Сами по себе отчеты ничего не значат. Цель учета — давать информацию, которая помогает собственнику принимать решения. Смо́трите в отчет, видите показатели, и понимаете, где вы недозаработали:

А. Мало вложили в рекламу, упало количество заявок на сайте. В следующем месяце вложите больше.

Б. Себестоимость производства продукта выросла на 3%, прибыль упала. Идете с вопросом к закупщикам, разбираетесь, почему кто-то из поставщиков поднял цены.

Если ведете учет, научи́тесь превращать цифры в действия по развитию бизнеса.
Берут себе больше, чем можно
Вы заработали денег, ура, едете в автосалон за новым мерседесом. Катаетесь, фоткаетесь, все как положено.

Но через полгода бизнес просит деньги обратно. Сломалось рабочее оборудование, а нужно еще заплатить поставщикам и выдать зарплату. Срочно продаете машину со скидкой, катаетесь на маршрутке.

Когда клиент заплатил, это еще не ваши деньги. Пока вы не выполнили работу или не отгрузили товар, это деньги клиента, которые у вас только хранятся. Не трогайте эти деньги!

Сдали работу, подписали акты — тратьте на здоровье. Только на развитие оставить не забудьте. Хотя это уже другая история.

Чтобы знать, сколько выводить из бизнеса, нужны три базовых отчета (движения денег, прибыли и убытков) и баланс. Вместе они покажут, сколько денег ваших, а сколько принадлежит бизнесу или клиентам компании.
Напрягают бухгалтера
Бухгалтер — не эксперт в управлении и финансах. Бухгалтер нужен, чтобы у собственника не было проблем с налоговой. Управленческая отчетность — не по его части.

В малом и среднем бизнесе финансами должен заниматься собственник. Ему могут помогать финдиректор или консультант. При этом собственник обязан знать финансовую базу, иначе управлять компанией он не сможет.

Оставьте бухгалтера в покое!
Не контролируют запасы и дебиторку только над продажами
Наш клиент, Настя, владеет прибыльным бизнесом, но денег постоянно нет. Оборотка каждый месяц растет, но большая часть денег — чужие. Часть денег лежит на складе в виде товаров и сырья. Остальные деньги — у клиента, которому она поставляет товар, а платит он за него только через 30 дней по отсрочке. По отчету о прибыли бизнес крутой, а по факту эта прибыль заморожена на складе и у клиента.

Чтобы денег на счету всегда было достаточно, смотрите, куда уходит ваша прибыль. Возможно, деньги зарыты на складе или в дебиторской задолженности у клиента. Следить за тем, где лежат деньги, поможет балансовый отчет.
Неправильно считают прибыль
Чаще всего предприниматель считает прибыль так: сколько денег пришло на счет минус расходы за месяц, а все что осталось, прибыль компании. Все бы ничего, если бы это не было бездумной, невероятной ошибкой.

Немного теории. Есть два метода учета: кассовый и начисленный.

Кассовый метод — это когда вы считаете, сколько поступило и ушло денег из кассы, «расчетника» и других кошельков компании.

Пришли 500 тысяч на «расчетник» — записали приход, закупили товара на 250 — записали расход.

Начисленный метод — это когда вы учитываете не приход денег в кассу, а обязательства. То есть, сколько вам должны заплатить клиенты за то, что вы сделали, а также, сколько вы должны клиентам за то, что еще не сделали, и поставщикам за товар, который они отгрузили. При этом не важно, заплатили вам уже или нет, ведь мы считаем не деньги, а кто куому и сколько денег должен:

А. Вам нужно заплатить за аренду офиса. Арендодатель прислал счет за этот месяц на 30 тысяч, но вы их еще не оплатили. У вас появилось обязательство на 30 тысяч — фиксируем в табличку.

Б. Вы сделали клиенту сайт, но он еще не заплатил. У него появилось обязательство заплатить вам 200 тысяч рублей. Фиксируем.

Чтобы правильно посчитать прибыль, составляйте отчет о прибылях и убытках. В него занесите начисленные операции, то есть обязательства в отношении клиентов и поставщиков. Вычтите налоги, кредиты и амортизацию.
Получите круглосуточный доступ к средствам на расчетном счете
Оформите бизнес-карту себе и сотрудникам
Не планируют будущее
Звонит партнер, говорит, что поставщик предлагает большую скидку, если закупить товар сегодня. Недолго думая, вы соглашаетесь. Через пять дней вам платить за аренду и выдавать зарплаты, а денег нет. Необдуманная трата привела к кассовому разрыву.

Кассовый разрыв — это когда компания прибыльная, но у нее временно нет денег, чтобы платить поставщикам за товар, выдавать зарплату, оплачивать аренду офиса. В разрыв попадают из-за того, что собственник тратит деньги клиентов, которые дали предоплату, и поставщиков, которые отгрузили товар с отсрочкой. А когда наступает день оплаты поставки, денег нет. Потом нужно платить сотрудникам, денег опять нет. Собственник ждет новых поступлений, чтобы закрыть накопленные долги. Лекарство от кассовых разрывов — платежный календарь. По нему видно, кто, когда и кому заплатит, и сколько будет денег на счете в любой конкретный день. В календаре видно заранее, будет ли кассовый разрыв. Появляется время, чтобы все грамотно спланировать.

Кассовый разрыв — это еще не конец света. Если компания прибыльная, то деньги скоро появятся. Но чтобы не попадать в разрыв, посчитайте правильно прибыль по отчету ОПиУ и составляйте каждый месяц платежный календарь.
Путают свои деньги и деньги компании
Собственники думают: «Мой бизнес, что хочу — то и делаю». Такой предприниматель считает, что все деньги компании — его. Он вытаскивает больше денег, чем можно, а потом жизнь бьет его по голове. Не надо так.

Бизнес — отдельный организм. Он, как и человек, растет, развивается, у него появляются свои потребности. Так же, как в одном теле не могут жить два человека, собственник не может быть одновременно и своей компанией, и собой.

Вы ≠ бизнес.

Как платить себе. У предпринимателя часто две роли в компании: генеральный директор и собственник. По законам финансов эти люди получают деньги по-разному:

А. Генеральный директор — тот, кто развивает компанию. Если вы собственник-гендир, первым делом назначьте себе зарплату за выполнение своих обязанностей.

Б. Собственник бизнеса — тот, кто владеет компанией. Ему положено получать дивиденды от чистой прибыли компании. Чтобы бизнес не загнулся, перед тем как платить собственнику, компания должна заплатить налоги, кредиты, зарплаты и все остальное.
Чек-лист: верно ли вы настроили бизнес-карту
Раз неверные решения приводят к потере денег, значит надо научиться принимать верные решения. Вот три простых правила:

Взять ответственность: за бизнес, клиентов и сотрудников. Думать не о том, как бы побольше вынуть в карман, а о том, как создать условия, чтобы компания развивалась, клиенты были довольны продуктом, а сотрудники — работой.
Собирать каждый месяц три базовых отчета:

— отчет о движении денежных средств, чтобы учитывать приход и уход денег;
— отчет о прибылях и убытках, чтобы считать прибыль и обязательства;
— Баланс, чтобы видеть, в каких активах заморожены ваши деньги (в запасах, у клиента или в оборудовании).

Планировать работу компании. Для этого следует составлять план продаж, расходов, вести платежный календарь. Так вы сможете контролировать текущую ситуацию и ставить цели, которых реально достичь.
Считайте свои показатели и не допускайте глупых ошибок.

© Проект Сбербанка